При сплошной замене рельсов на основных направлениях железных дорог в путь укладывают в зависимости от грузонапряженности новые рельсы двух типов: Р75 (ГОСТ 16210-77) и Р65 (ГОСТ 8161-75) (табл. 7). На путях промышленных предприятий находят применение рельсы типов Р50 (ГОСТ 7174-75) и Р43 (ГОСТ 7173-54). В железнодорожных путях имеются рельсы таких же типов, но более ранних лет укладки (табл. 8). Рельсы, вторично используемые в путях, называются старогодными.

Таблица 7. Основные показатели рельсов

 

ПоказательР75 по ГОСТ 16210-77Р65 по ГОСТ 8161-75Р50 по ГОСТ 7174-75Р43 по ГОСТ 7173-54
Номер чертежа в альбоме24252627
Масса 1 м рельса, кг74,4164,7251,6744,65
Масса одного рельса длиной 25 м, кг1860161812921116
Высота рельса, мм в том числе:192,0180,0152,0140,0
высота головки55,345,042,042,0
" шейки104,4105,083,071,0
" подошвы32,330,027,027,0
Ширина головки рельса, мм:    
вверху72,073,070,270,0
внизу75,075,072,070,0
Ширина подошвы, мм150150132114
Толщина шейки в средней части, мм20181614,5
Площадь поперечного сечения, см295,0482,6565,9957,0
Распределение площади по профилю, %:    
головки37,434,138,142,8
шейки26,528,524,521,3
подошвы36,137,437,435,9
Расстояние от центра тяжести, мм:    
до низа подошвы88,281,370,568,5
до верха головки103,898,781,571,5
Момент инерции относительно осей, см4:    
горизонтальной4489354020111489
вертикальной665564375260
Момент сопротивления, см3:    
по низу подошвы509435285217
по верху головки432358247208
по боковой грани подошвы89755545
image042

Черт. 24. Рельс типа Р75 по ГОСТ 16210-77 (Рельсы поставляются с 1978 г.)

image043

Черт. 25. Рельс типа Р65 по ГОСТ 8161-75 (Рельсы поставляются с 1976 г.)

image044

Черт. 26. Рельс типа Р50 по ГОСТ 7174-75 (Рельсы поставляются с 1976 г.)

image045

Черт. 27. Рельс типа Р43 по ГОСТ 7173-54 (Рельсы поставляются с 1955 г.)

Таблица 8. Некоторые показатели рельсов, снятых с производства, но используемых в пути

 

ПоказательР75Р65Р50Р43I-aP38 (II-а)P33 (III-а)
ГОСТ 16210-70проект 751/ЦПГОСТ 8161-63ГОСТ 8161-56проект 1950 г.ГОСТ 7174-65ГОСТ 7174-54ГОСТ 3542-47ГОСТ 3542-47ОСТ 119ГОСТ 3542-47ГОСТ 6726-53
Номер чертежа в альбоме282930313233343536373839
Масса 1 м рельса, кг74,475,164,6464,9364,9051,6351,5150,5043,6143,5738,4233,48
Высота рельса, мм, в том числе:192192180180180152152152140140135128
высота головки55,348,545454542424242444037
" шейки104,411010510510583838371717168
" подошвы32,333,530303027272727252423
Ширина головки рельса, мм:            
- вверху71,872,872,872,87670707070706860
- внизу75,075,075,075,07671,9707070706860
Ширина подошвы, мм150160150150150132132132114125114110
Толщина шейки в средней части, мм20201818171615,514,513,5141312
Площадь поперечного сечения, см295,195,882,682,982,965,965,864,555,755,649,142,8
Распределение металла по профилю, %:            
- головка37,432,334,234,535,538,238,339,543,045,945,443,0
- шейка26,528,528,428,327,124,423,822,220,519,319,819,9
- подошва36,139,237,437,237,437,437,538,336,534,834,837,1
Момент инерции относительно осей, см4:            
- горизонтальной44904597354835733588201820372016147214761223968
- вертикальной661771569572576375377-257284209167
Момент сопротивления, см3            
- по низу подошвы509547436437432286287285214212180156
- по верху головки432426359363370248251248206210182147
image046

Черт. 28. Рельс типа Р75 по ГОСТ 16210-70

(Рельсы поставлялись в период 1966 - 1977 гг.)

image047

Черт. 29. Рельс типа Р75 по проекту 751/ЦП

(Рельсы поставлялись в период 1958 - 1966 гг.)

image048

Черт. 30. Рельс типа Р65 по ГОСТ 8161-63

(Рельсы поставлялись в период 1964 - 1975 гг.)

image049

Черт. 31. Рельс типа Р65 по ГОСТ 8161-56

(Рельсы поставлялись в период 1956 - 1963 гг., отверстия могли быть овальными 38´30 мм)

image050

Черт. 32. Рельс типа Р65 по проекту 1950 г.

(Рельсы поставлялись в период 1953 - 1955 гг.)

image051

Черт. 33. Рельс типа Р50 по ГОСТ 7174-65

(Рельсы поставлялись в период 1965 - 1975 гг.)

image052

Черт. 34. Рельс типа Р50 по ГОСТ 7174-54

(Рельсы поставлялись в период 1955 - 1966 гг.)

image053

Черт. 35. Рельс типа Р50 по ГОСТ 3542-47

(Рельсы поставлялись в период 1948 - 1954 гг.)

image054

Черт. 36. Рельс типа Р43 по ГОСТ 3542-47

(Рельсы поставлялись в период 1946 - 1954 гг.)

image055

Черт. 37. Рельс типа 1-а по ОСТ 119

(Рельсы поставлялись до 1946 г.)

image056

Черт. 38. Рельс типа Р38 (II-a) по ГОСТ 3542-47

image057

Черт. 39. Рельс типа Р33 (III-a) ГОСТ 6726-53

(Рельсы поставлялись до 1932 г.)

Основные требования к рельсам типов Р75, Р65 и Р50 из мартеновской стали по ГОСТ 24182-80 (введен с 1 июля 1981 г. взамен ГОСТ 8160-63 и ГОСТ 6944-63)

1. Стандарт распространяется на незакаленные по всей длине рельсы типов Р75, Р65 и Р50, изготовленные из мартеновской стали и предназначенные для укладки на железных дорогах широкой колеи.

2. Конструкция и размеры рельсов соответствуют ГОСТ 7174-75, ГОСТ 8161-75 и ГОСТ 16210-77.

3. Изготавливают рельсы двух групп.

4. Рельсы I группы изготавливают из спокойной мартеновской стали, раскисленной в ковше комплексными раскислителями без применения алюминия или других раскислителей, образующих в стали вредные строчечные неметаллические включения.

5. Рельсы II группы изготавливают из спокойной мартеновской стали, раскисленной алюминием или марганец-алюминиевым сплавом.

6. Химический состав стали должен соответствовать нормам, указанным в табл. 9.

7. Механические свойства стали для рельсов I и II групп при испытаниях на расстояние должны соответствовать нормам, указанным в табл. 10.

8. Технология изготовления рельсов должна гарантировать отсутствие в них флокенов, а также местных неметаллических включений (глинозема, карбидов и нитридов титана или глинозема сцементированного силикатами), вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек - строчек длиной более 2 мм для рельсов группы I и длиной более 8 мм для рельсов группы II.

9. Поверхность головки рельса на его концах должна быть подвергнута закалке с прокатного нагрева или с индукционного нагрева токами высокой частоты.

Таблица 9. Химический состав рельсовой стали

 

Группа рельсовТип рельсовМарка сталиМассовая доля, %
УглеродМарганецКремнийФосфорСера
IР75М76В0,71 - 0,82 0,25 - 0,45  
Р65М76Т    
М76ВТ    
М76Ц    
Р50М74Т    
М74Ц0,69 - 0,800,75 - 1,050,18 - 0,40Не более 0,035Не более 0,045
IIР75М760,71 - 0,82    
Р65      
Р50М740,69 - 0,80    

Примечания. 1. В обозначении марки стали буква "М" указывает способ выплавки стали (мартеновский), цифры - среднее содержание углерода в сотых долях процента.

2. Рельсы, изготовленные из стали марки М76В, относить к рельсам с ванадием; из сталей марок М76Т, М74Т и М76ВТ - к рельсам с титаном; из сталей марок М76Ц и М74Ц - к рельсам с цирконием.

3. Массовая доля ванадия в рельсовой стали в зависимости от марки колеблется от 0,01 до 0,07 %, титана - от 0,005 до 0,025 %, циркония - от 0,001 до 0,050 %.

4. Допускается производство рельсов типа Р50 групп I и II из кислородно-конверторной стали. При этом в обозначении марки стали буква "М" заменяется буквой "К".

 

Таблица 10. Механические свойства рельсовой стали

 

Типы рельсовМарка сталиВременное сопротивление, кгс/см2, не менееОтносительное удлинение, %, не менее
Р75, Р65М76904,0
Р50М74865,0

 

Рельсы, предназначенные для сварки или других специальных целей, по требованию потребителя допускается изготовлять длиной не менее 6,0 м без закалки одного или обоих концов.

10. Рельсы после полного остывания могут быть подвергнуты холодной правке на роликоправильных машинах и штемпельных прессах.

11. После холодной правки не допускаются:

повторная холодная правка рельсов на роликоправильных машинах в одной и той же плоскости;

холодная штемпельная правка концов рельсов, если кривизна концов находится в пределах расположения болтовых отверстий;

падение рельсов с высоты более 1,0 м;

волнистость и скручивание рельсов. Рельс считается скрученным, если при замере его на контрольном стеллаже он имеет по концам зазоры между краем подошвы и стеллажем (по диагонали) более 1/10000 своей длины.

12. Концы рельсов должны быть отфрезерованы перпендикулярно продольной оси рельса. Перекос торцов не должен быть более 1,0 мм при измерении в любом направлении. Обрубать и ломать дефектные концы рельсов не допускается.

Болтовые отверстия на концах рельсов должны быть просверлены перпендикулярно к вертикальной продольной плоскости рельса. Поверхности болтовых отверстий и торцов рельсов должны быть без рванин, задиров и следов усадки в виде расслоений и трещин. Заусенцы и наплывы металла у болтовых отверстий и на торцах рельсов должны быть удалены зачисткой.

image058

Черт. 40. Основная маркировка рельсов:

а - рельсы первого сорта; б - рельсы второго сорта; в - места нанесения маркировки на шейке рельса; 1 - инспекторские клейма; 2 - клеймо ОТК завода (может быть в виде квадрата, треугольника или буквы "К"); 3 - место нанесения номера рельса по расположению его в слитке (1 и 2 - головные рельсы, Х - донные средние рельсы обозначений не имеют); 4 - место нанесения номера плавки стали (номер плавки для рельсов 1 группы начинается с буквы П); 5 - место указания порядкового номера рельса от головной части слитка; 6 - место выкатанной (выпуклой) маркировки по длине рельса, повторяющейся примерно через 2,5 м и обозначающей: завод-изготовитель, месяц и год проката, тип рельса

13. Пробный отрезок рельса для копровых испытаний должен выдержать при температуре от 0° до плюс 40 °С испытание на удар без излома, трещин и выколов подошвы (как в пролете, так и на опорах).

14. Пробный отрезок рельса для испытания на прочность подошвы должен выдержать без трещин или излома статическую нагрузку до получения стрелы прогиба 4,0 мм.

15. Для укладки на магистральных путях МПС не допускаются: рельсы второго сорта типов Р75 и Р65 с раскатанными загрязнениями, пузырьками и трещинами на средней трети низа подошвы глубиной более 0,3 мм; рельсы второго сорта типа Р50.

16. Маркировка рельсов приведена на черт. 40, 41 и в табл. 11.

17. Отгружаемые потребителю рельсы должны сопровождаться документом (актом технической годности рельсов), подписанным представителем предприятия-изготовителя и инспектором МПС, удостоверяющим соответствие рельсов требованиям настоящего стандарта, в котором должно быть указано:

- обозначение предприятия-изготовителя;

- номера стандартов, в соответствии с которыми были изготовлены и приняты рельсы и номера заказа;

- сорт и тип рельсов;

- отпечатки или описание приемочных клейм и маркировки рельсов красками;

- число рельсов с указанием их длины и массы;

- номера вагонов;

- наименование и адрес получателя.

image059

Черт. 41. Пример полной заводской маркировки новых рельсов первого сорта:

а - рельс изготовлен Кузнецким (К) металлургическим комбинатом в мае (V) 1990 г. (90) типа Р65, плавка А293, из обычной стандартной углеродистой стали, с закалкой концов (белая полоса краской на головке), по содержанию углерода "твердый" (желтая окраска подошвы на конце), стрелкой обозначен головной конец; б - рельс изготовлен заводом "Азовсталь" (А) в марте 1990 г. (III 90) типа Р75, плавка П356, закаленный по всей длине (зеленая полоса на шейке и зеленая окантовка торца); в - рельс изготовлен Нижнетагильским (Т) металлургическим комбинатом в сентябре 1989 г. (IX 89) типа Р50, плавка 751Я, закаленный по всей длине, по качеству закалки - первого класса (зеленая окантовка на торце); г - рельс изготовлен заводом им. Дзержинского (Д) в январе 1990 г. (I 90) типа Р50, плавка 153, закаленный по всей длине, по качеству закалки - второго класса (желтая окантовка на торце)

Таблица 11. Дополнительная маркировка рельсов

ЭскизОписание маркировки
image060
Головка на торце, по контуру, обведена голубой (для рельсов I группы) или белой (для рельсов II группы) краской; выбит один керн - рельс первого сорта незакаленный
image061
Голубая или белая полоса сверху на головке рельса; вдавленная буква К на торце - рельс первого сорта с закаленными концами (на остальном протяжении рельс не закален)
image062
Головка на торце, по контуру, обведена светло-зеленой краской; на шейке на расстоянии около 1 м от торца также светло-зеленая полоса; вдавленная буква З на торце - рельс первого сорта, закален по всей длине по параметрам закалки первого класса
image063
Головка на торце, по контуру, обведена желтой краской; на расстоянии около 1 м от торца светло-зеленая полоса; буква З на торце - рельс первого сорта, закален по всей длине по параметрам закалки второго класса
image064
Головка по контуру обведена желтой краской; на шейке на расстоянии около 1 м от торца желтой краской написан шифр из одной буквы и цифр - рельс опытный, характеристика его дана в документах
image065
Один край подошвы окрашен голубой или белой краской - рельс имеет одинарное укорочение: 40 мм для 12,5-метровых и 80 мм для 25-метровых рельсов
image066
Оба края подошвы окрашены голубой или белой краской - рельс имеет двойное укорочение: 80 мм для 2,5-метровых и 160 мм для 25-метровых рельсов
image067
Верх подошвы на конце окрашен желтой краской - сталь, из которой изготовлен рельс, содержит углерод выше среднего процента по стандарту
image068
Подошва и половина шейки окрашены красной или зеленой краской и выбиты два керна - рельс второго сорта; при красной окраске - незакаленный, при зеленой - закаленный
image069
Весь торец рельса окрашен синей краской, на обоих торцах по три керна - рельс забракован, к укладке в пути МПС не пригоден

Основные требования к рельсам типов Р50, Р65 и Р75, термообработанных путем объемной закалки в масле по ГОСТ 18267-82 
(введен с 1 января 1984 г. взамен ГОСТ 18267-72)

1. Стандарт распространяется на железнодорожные рельсы типов Р50, Р65 и Р75, изготовленные из мартеновской высокоуглеродистой стали и подвергнутые термической обработке по всей длине путем объемной закалки их в масле с последующим печным отпуском.

2. Рельсы, предназначенные для термической обработки, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к рельсам первого сорта, изготовляемым по ГОСТ 24182-80.

Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем подвергать термической обработке рельсы второго сорта. Закаленные рельсы, переведенные во второй сорт по поверхностным дефектам, предназначены для укладки на путях, не принадлежащих МПС.

3. Твердость на поверхности катания головки закаленных рельсов должна быть в пределах НВ 341...388; твердость шейки и подошвы рельсов - не более НВ 388.

4. Макроструктура закаленного металла головки рельса должна представлять собой сорбит закалки.

Допускается наличие мелких разрозненных участков феррита.

5. Механические свойства закаленных рельсов должны соответствовать следующим:

Временное сопротивление, кгс/мм2 ........................................ ³120

Предел текучести, кгс/мм2 .............................................…….. ³81

Относительное удлинение, % ..........................................…… ³6

Относительное сужение, % ...........................................…….. ³25

Ударная вязкость при 20 °С, кгс м/см2 ................................... ³2,5

6. Пробный отрезок рельса должен выдерживать низкотемпературные испытания на удар под копром без излома и признаков разрушения.

7. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний на удар под копром рельсы разрешается подвергать высокому отпуску на твердость НВ 255...302 и сдавать их по ГОСТ 24182-80 как незакаленные.

8. Маркировка рельсов должна соответствовать указанной на черт. 40, 41 и в табл. 11.

9. Рельсы должны сопровождаться документом, подписанным представителем предприятия-изготовителя и инспектором МПС, удостоверяющим соответствие их требованиям настоящего стандарта и содержащим:

- наименование предприятия-изготовителя;

- наименование продукции и способ термической обработки;

- тип, класс и группу рельсов;

- марку стали из которой рельсы изготовлены;

- обозначение настоящего стандарта;

- отпечатки или описание приемочных клейм, а также описание маркировки рельсов красками;

- число рельсов с указанием их длины и массы;

- наименование и адрес потребителя.

Маркировка рельсов

На каждом новом рельсе наносится маркировка на его шейке и на одном из торцов.

Маркировка подразделяется на постоянную, выполняемую во время прокатки и клеймением в горячем и холодном состоянии (см. черт. 40) и временную или дополнительную, выполняемую краской (см. табл. 11). Маркировка (см. черт. 41) необходима для правильной укладки рельсов в путь.

Старогодные рельсы также маркируются (черт. 42).

Продолжение »

Новости

24 февраля 2013

В марте 2013г. ожидается поступление на склад Р65

В марте 2013 года, ожидается поступление на склад в Челябинске - Р65, 1 группа износа, 12,5м 

31 января 2013

Стр-во ж/д ветки через Казань может начаться в 2013г.

Реализация проектов по строительству в РФ высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) может начатьс…

© 2012-2013 ООО "Стайл Групп"
Создать бесплатный сайт с uCoz